Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память. В любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.
Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.
Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД
Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:
- Основная мысль.
Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
- Внимательное чтение.
Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли.
- Обзор.
Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам. Пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
- Доводка.
Повторение текста по памяти: вспомнить основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.
Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже. С течением времени динамика забывания замедляется.
Создание ключей для поиска в памяти
Возможно, такое случалось и вами. Студент, посвятивший массу времени подготовке к экзамену, обнаруживает, что он не может вспомнить правильный ответ. Но стоит ему сдать экзаменационную работу, ответ сам собой возникает у него в голове. Или же, он тут же понимает, что он его «знал», но не мог вспомнить.
Подобная «забывчивость» может иметь весьма неприятные последствия. Знания, которые не удается воскресить в памяти, называются пассивными.
Когда вы припоминаете что-то, ваши действия являются реакцией на некоторый ключ. Когда вы изучаете что-то, вы должны одновременно обращать внимание на возможный ключ, который пригодится, когда понадобится вспомнить изученное. Старайтесь выявлять причинно-следственные связи. Задайтесь вопросом, каким образом только что воспринятая вами информация соотносится с другими концептами.
Вы можете воспользоваться принципом специфики кодирования для развития своей памяти, создавая самые разные ключи в процессе изучения чего-либо. Таким образом вы сможете избежать проблем, связанных с пассивным знанием. Задавая себе вопросы «почему?», «когда?» и «как?» и развивая взаимосвязанные структуры знаний, где изучаемое связывается с уже известным. Вы будете способны реагировать на большое количество ключей, облегчающих поиск.
Сон значительно влияет на память и способность к обучению
Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний.
Однако у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать. И при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.
Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно.
Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.
Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех».
Больше полезных статей в нашем телеграм-канале.