Притча «Осел и мальчик» | Курс «Осознанные медитации»

Путешественнику, попавшему на небольшой греческий остров, однажды довелось наблюдать, как мальчик пытался убедить своего осла сдвинуться с места. Мальчику нужно было везти овощи, и он уже аккуратно загрузил корзинки и навьючил осла, но тот был не в настроении куда-то идти. Мальчик разволновался, начал кричать на осла, встал прямо перед ним и с силой дергал его за веревку. Но осел уперся копытами в землю и не двигался.

Эта борьба могла продолжаться еще долго, если бы не появился дедушка мальчика. Услышав шум, он вышел из дома и увидел знакомую сцену – неравную борьбу между ослом и человеком. Он спокойно взял веревку у внука и с улыбкой сказал: «Когда он в таком настроении, попробуй взять веревку, но не натягивай ее, встань сбоку и посмотри на дорогу в том направлении, в каком тебе нужно идти. Потом подожди немного».

Мальчик сделал так, как посоветовал ему дед, и через несколько секунд осел пошел вперед. Мальчик захихикал от радости. Путешественник наблюдал за тем, как мальчик с ослом отправились в путь, держась рядом, и вскоре скрылись за поворотом. Приходилось ли вам вести себя как тот мальчик, изо всех сил дергая за веревку какого-нибудь метафорического осла?

Задумайтесь, что когда мы слишком усердствуем с решением какой-либо проблемы, может стать только хуже. Это сужает наше поле зрения и мешает мыслить креативно. В результате мы ходим по кругу, который все сужается и изматывает нас. Между тем творческие способности активнее проявляются, когда мы настроены открыто и не слишком серьезно.

В 2001 году психологи из Мэрилендского университета…

опубликовали результаты эксперимента, в котором группу студентов попросили пройти простую игру-лабиринт. Возможно, вы в детстве тоже играли в такие. Идея игры состоит в том, чтобы карандашом провести линию из центра лабиринта до выхода, не отрывая карандаша от бумаги.

В рамках эксперимента двум группам студентов было предложено пройти игру, в которой нужно было помочь мультяшной мышке выбраться из лабиринта и попасть в нору. Однако в этой игре имелся подвох. В одном варианте игры у входа в нору лежал очень аппетитный кусочек сыра. Психологи называют это положительной, или ориентированной на результат, задачей. В другом варианте игры сыра не было, а было изображение совы, которая в любой момент могла схватить мышь. Это считается негативной, или ориентированной на избегание, задачей.

Оба лабиринта были несложными, и все студенты справились с ними примерно за пару минут. Однако последствия решения этих задач у двух групп были диаметрально противоположными. Это выяснилось во время следующего теста, который позволил оценить креативность и на первый взгляд никак не был связан с первым. Оказалось, что те, кто спасался от совы, показали результаты на 50 % хуже тех, кто помогал мышке найти сыр. Это объясняется тем, что стратегия избегания заблокировала некоторые альтернативы в сознании студентов и создала аверсивные стимулы, в результате чего у них обострилось чувство страха и они стали более настороженными и осмотрительными. Такое состояние ума ослабило творческие способности студентов и сделало их менее гибкими. Прямо противоположные результаты были у тех, кто помогал мышке найти сыр. Они оказались в большей степени открыты новым впечатлениям, более беспечны, менее серьезны и осторожны и с удовольствием экспериментировали. Иными словами, первый тест сделал их более открытыми и восприимчивыми. Этот и другие подобные эксперименты демонстрируют следующее: отношение, с которым мы что-то делаем, иногда так же важно, как то, что мы делаем.

Если мы подходим к некоему процессу критически или негативно, если слишком долго думаем над чем-то или делаем что-то, сжав зубы, активируется система избегания. Она сужает наше поле зрения, и мы превращаемся в мышей, которые боятся совы: более тревожных, менее гибких и менее творческих. Однако если делать все то же самое, но с открытым и позитивным настроем, активируется система приближения, и в результате наша жизнь может стать богаче, теплее, гибче, появляется шанс по максимуму проявить свои творческие способности.

Надо отметить: люди, которые слишком много сил отдают работе и делают это на протяжении долгого времени, попадают в ловушку собственного перфекционизма и ответственности – глубоко внутри они чувствуют, что «выхода нет». Возможно, в прошлом им приходилось доказывать что-то себе или другим, потому что от них этого требовали дома или в школе, но теперь вся их жизнь развивается по сценарию, который удерживает их во власти собственных привычек. Может быть, этот сценарий однажды помог им добиться того, чего они хотели в жизни, но сейчас он только высасывает из них все силы.

Третья неделя осознанной медитации поможет выбраться из ловушки и позволит еще глубже почувствовать собственные тело и разум.